Концепция психологического консультирования
В профессиональной среде до сих пор интенсивно обсуждается содержание и специфика собственно процесса психологического консультирования, его место в ряду различных психологических практик. В частности, особо проблемным выглядит разграничение психологической коррекции, психологического консультирования и психотерапии.
Мы понимаем под психологическим консультированием процесс взаимодействия консультанта и клиента нацеленный на устранение интенсивного дискомфорта клиента, связанного с некоторой ситуативной жизненной сложностью. Причем предполагается, что клиент обладает уровнем адаптивности и психическими ресурсами, достаточными для поддержания собственной жизнедеятельности в социуме, однако качество его жизни снижено за счет переживания интенсивного дискомфорта, связанного с какими-либо текущими ситуативными факторами. Операционально процесс психологического консультирования представляет собой создание конструктивного контекста взаимодействия клиента и консультанта, в рамках которого клиент приобретает способность ассимилировать травмирующую его в данный момент ситуацию в собственный жизненный опыт.
Для организации взаимодействия такого рода, консультанту необходимы навыки точной ориентации в жизненной ситуации другого (область диагностики) и навыки создания и развития конструктивного контекста межперсонального взаимодействия, способствующего развитию его участников (область психологической коррекции).
Стратегия психологического консультирования
К ситуациям, допускающим консультативное вмешательство, относятся:
- - жизненная ситуация клиента объективно насыщенная специфическими непреодолимыми неблагоприятными факторами;
- - ситуация, переживаемая клиентом как невыносимая;
- - ситуация обеспечивающая возникновение у клиента запроса на наращивание собственного потенциала в области компетенции психологии.
В ситуациях, допускающих консультативное вмешательство, ставятся стратегические задачи:
- - в ситуации реального существования специфических непреодолимых неблагоприятных факторов решается задача адаптации к данным факторам путем включения их репрезентаций в систему отношений;
- - в ситуации отсутствия реальных специфических непреодолимых неблагоприятных факторов, делается вывод о неадекватности системы отношений клиента и ставится задача коррекции данной системы;
- - в ситуации запроса на повышение потенциала решаются задачи личностного роста, информирования, тренинга и коучинга;
- - во всех ситуациях параллельно решается задача оптимизации аффективного напряжения.
Специфика психологического консультирования
В отличие от предметных областей, где консультант выступает экспертом, владеющим объективной информацией о предмете, интересующем клиента, психолог не может быть экспертом в организации жизни другого человека. Он может обладать способностью до какой-то степени понять ситуацию другого, организовать конструктивное с точки зрения развития ситуации взаимодействие с этим другим и выступить эффективным "спарринг-партнером" в данном взаимодействии.
Для решения данных задач психолог должен:
- - обладать достаточным уровнем личностного развития и психической гармоничности;
- - обладать адекватной профессиональной мировоззренческой позицией;
- - обладать навыками организации конструктивного межперсонального взаимодействия и навыками участия в таком взаимодействии;
- - обладать некоторой психологической и широкой общекультурной эрудицией;
- - мотивация его консультативной активности должна быть прозрачной.
Уровень личностного развития, должен обеспечивать сохранность профессиональных составляющих поведения в широком диапазоне ситуаций, интенсивно провоцирующих переориентацию поведения на непрофессиональные стратегии. Должна быть устранена сама возможность использования ситуации консультирования для самоутверждения, "дружеских" бесед, абстрактной "помощи" и наслаждения "чудом общения".
Психолог - консультант должен просто добросовестно и качественно выполнять свою работу, точно так же как и любой представитель любой другой профессии.
Руководитель КШК, Андрей Дружинин