О психологическом консультировании

О психологическом консультировании

Концепция психологического консультирования


В профессиональной среде до сих пор интенсивно обсуждается содержание и специфика собственно процесса психологического консультирования, его место в ряду различных психологических практик. В частности, особо проблемным выглядит разграничение психологической коррекции, психологического консультирования и психотерапии.

Мы понимаем под психологическим консультированием процесс взаимодействия консультанта и клиента нацеленный на устранение интенсивного дискомфорта клиента, связанного с некоторой ситуативной жизненной сложностью. Причем предполагается, что клиент обладает уровнем адаптивности и психическими ресурсами, достаточными для поддержания собственной жизнедеятельности в социуме, однако качество его жизни снижено за счет переживания интенсивного дискомфорта, связанного с какими-либо текущими ситуативными факторами. Операционально процесс психологического консультирования представляет собой создание конструктивного контекста взаимодействия клиента и консультанта, в рамках которого клиент приобретает способность ассимилировать травмирующую его в данный момент ситуацию в собственный жизненный опыт.

Для организации взаимодействия такого рода, консультанту необходимы навыки точной ориентации в жизненной ситуации другого (область диагностики) и навыки создания и развития конструктивного контекста межперсонального взаимодействия, способствующего развитию его участников (область психологической коррекции).

 

Стратегия психологического консультирования

К ситуациям, допускающим консультативное вмешательство, относятся:

  • - жизненная ситуация клиента объективно насыщенная специфическими непреодолимыми неблагоприятными факторами;
  • - ситуация, переживаемая клиентом как невыносимая;
  • - ситуация обеспечивающая возникновение у клиента запроса на наращивание собственного потенциала в области компетенции психологии.

 

В ситуациях, допускающих консультативное вмешательство, ставятся стратегические задачи:

  • - в ситуации реального существования специфических непреодолимых неблагоприятных факторов решается задача адаптации к данным факторам путем включения их репрезентаций в систему отношений;
  • - в ситуации отсутствия реальных специфических непреодолимых неблагоприятных факторов, делается вывод о неадекватности системы отношений клиента и ставится задача коррекции данной системы;
  • - в ситуации запроса на повышение потенциала решаются задачи личностного роста, информирования, тренинга и коучинга;
  • - во всех ситуациях параллельно решается задача оптимизации аффективного напряжения.

психологическая помощь, психологическое консультирование

 

Специфика психологического консультирования

В отличие от предметных областей, где консультант выступает экспертом, владеющим объективной информацией о предмете, интересующем клиента, психолог не может быть экспертом в организации жизни другого человека. Он может обладать способностью до какой-то степени понять ситуацию другого, организовать конструктивное с точки зрения развития ситуации взаимодействие с этим другим и выступить эффективным "спарринг-партнером" в данном взаимодействии.

Для решения данных задач психолог должен:

  • - обладать достаточным уровнем личностного развития и психической гармоничности;
  • - обладать адекватной профессиональной мировоззренческой позицией;
  • - обладать навыками организации конструктивного межперсонального взаимодействия и навыками участия в таком взаимодействии;
  • - обладать некоторой психологической и широкой общекультурной эрудицией;
  • - мотивация его консультативной активности должна быть прозрачной.

Уровень личностного развития, должен обеспечивать сохранность профессиональных составляющих поведения в широком диапазоне ситуаций, интенсивно провоцирующих переориентацию поведения на непрофессиональные стратегии. Должна быть устранена сама возможность использования ситуации консультирования для самоутверждения, "дружеских" бесед, абстрактной "помощи" и наслаждения "чудом общения".

Психолог - консультант должен просто добросовестно и качественно выполнять свою работу, точно так же как и любой представитель любой другой профессии.

 

Читать далее:

О Киевской школе консультирования

Процесс обучения

О психологическом консультировании

Правила приема

Квалификационные требования

Тренерский состав

Программа обучения

Сертификация

 



Похожие записи:

Сертификация в Киевской школе консультирования
Сертификация в Киевской школе консультирования
В разделе: Киевская школа консультирования
Какие документы получает слушатель КШК во время обучения и по его окончанию?
Правила приема в Киевскую школу консультирования
Правила приема в Киевскую школу консультирования
В разделе: Киевская школа консультирования
Что нужно сделать, чтобы начать обучаться в Киевской школе тренеров? Есть ли возрастные ограничения для слушателей проекта? Какие документы нужно подавать для зачисления в КШК? 
Процесс обучения в Киевской школе консультирования
Процесс обучения в Киевской школе консультирования
В разделе: Киевская школа консультирования
Сколько длится подготовка в проекте? Из чего состоит процесс обучения в КШК? С какой частотой проходят сессии?
Квалификационные требования для психолога-консультанта, консультанта
Квалификационные требования для психолога-консультанта, консультанта
В разделе: Киевская школа консультирования
В статье освещены обязательные умения, которыми должен обладать специалист работающий консультантом. Указаны квалификационные критерии и процедуры, обеспечивающие постоянный контроль уровня професс...
Комментарии (0)