Этот раздел создан для оперативного обмена информацией, изложения своей точки зрения по взволновавшей Вас проблеме, получения обратной связи и возможности обсудить с коллегами насущные профессиональные вопросы.
По сути этот раздел является электронным журналом, в котором каждый желающий может вести персональную колонку (блог) и размещать в ней свои материалы.
Несомненным преимуществом блога является то, что информация размещается оперативно, без излишних бюрократических закавык, Вы можете на нее ссылаться, как на публикацию, возвращаться к уже изложенным идеям и развивать их в своих следующих статьях.
Как добавить новую запись в Блог
Манипуляции… Это хорошо? Или это плохо? И почему?
Тренинг устойчивости к манипуляциям: просто о сложном или сложно о простом? Я ставил себе цели: - своевременно распознавать манипуляции; - увидев манипуляцию, не орать громко «Ура! Манипуляция! Вижу – слышу – не ведусь)))», а действовать согласно своей цели (достижение соглашения и сохранение отношений); - отслеживать свои манипуляции, анализировать, зачем я так поступаю, и каким может быть результат, если я изменю действия. Выводы: - распознаю чужие манипуляции не всегда; - могу «вестись», даже когда распознал – хотя распознанная манипуляция уже не манипуляция; - орать собеседнику, что я вижу его манипуляцию – не всегда конструктивно; - свои манипуляции я иногда искренне считаю просьбами; - отслеживать свои манипуляции труднее, чем манипуляции других; - манипуляция как вид коммуникации – это нормально; - нужно за собой следить: где я прошу, где договариваюсь, где манипулирую…; - расширение собственного поведенческого репертуара – это огромный труд. |
Тренинг коммуникативных техник и навыков. Личный опыт.
Третья сессия – и я все лучше осознаю происходящее со мной. Свои установки, свои неэффективные действия, свои проблемы в коммуникации с ДРУГИМИ. Умышленно выделил «другими», потому что понял, что проблем станет ГОРАЗДО меньше, если я буду разговаривать с ТАКИМИ, КАК Я. Другие – они ведь не такие… И вопросы: а как же я к другим отношусь? А как я отношусь к себе? А как я отношусь к таким, как я? А как ко мне относятся окружающие и от чего (кого!) это зависит? А ответы на эти вопросы могут позволить мне быть более эффективным (достигать цели) в коммуникации. И вот Фиалковский по-прежнему провоцирует, а отношение мое к этому другое… И участники группы те же, а отношение к их словам (действиям) тоже другое. И вне группы отношение к окружающим изменилось – потому что я понимаю, что все они не другие! Они такие, как я. И их действия по отношению ко мне зависят от меня, и только от меня! Много шло речи о контакте, вступлении в контакт: какова значимость собеседника? Какова значимость меня? И как важно помнить, что собеседник в своем праве, если я в контакте с ним не достигаю цели – это я что-то сделал (сказал, показал) не так. Ведь мое сообщение состоит не только из слов, в нем есть еще и отношение! И это упрощенно… А если рассматривать коммуникативный квадрат фон Туна – добавится самопрезентация (и вот оно! придание значимости себе!), плюс добавится призыв (формулировка обращения – чтобы он понял меня правильно!). Итак, как же я формирую обращение: 1. Самопрезентация (самовыражение); 2. Факт (предметное содержание); 3. Отношение; 4. Обращение, призыв. Что думает собеседник (притом видит всегда, осознанно или неосознанно) обо мне: 1. Кто он такой? В какой он ситуации? 2. Как понимать смысл сказанного? 3. Как он со мной говорит? С кем, по его мнению, он имеет дело? 4. Что я должен сделать, почувствовать, подумать после его сообщения? Знание о том, что собеседник видит мое обращение через призму коммуникативного квадрата, вряд ли сразу позволит мне эффективно формулировать свои сообщения – я хотя бы смогу отслеживать, почему я достигаю или не достигаю целей в коммуникации, и что мне нужно изменять (в себе). Как следствие я, как человек разумный, буду все чаще и чаще разговаривать правильно, разговаривать с такими, как я, помнить о значимости каждого из нас, помнить, что собеседник всегда в своем праве! Кстати, казалось бы, зная способы углубления контакта (активное слушание, эффективное говорение) и понимая, какие действия ухудшают контакт – можно быть очень эффективным в коммуникации и достигать цели. Только вот я почему-то уверен, что, не придавая значимости собеседнику и значимости соглашению – есть все шансы скатиться именно к манипулированию собеседником. |
В группе личностного роста я участвовал впервые. Новый и непростой опыт. Я знал, над чем хочу поработать, знал, что хочу изменить в своем отношении к происходящему вокруг меня. То, что происходило первые два дня, больше напоминало мне продолжение установочного тренинга… Я все время помнил, конечно же, о своих целях – и где-то понимал, что я достаточно близко «хожу» - и не знал, достигну ли их.
В какие-то моменты мне казалось, что ведущей группы – Маргарите Звягиной – очень тяжело, только вот почему-то я не спросил ее об этом. Сейчас я думаю, что вести ГРЛ в принципе легко не может быть. На третий день произошло вообще интересное событие – мы (группа) в какой-то момент замолчали и просто молчали несколько часов! Это было нечто… Во время этой тишины со мной что-то произошло – что, описать пока не могу (или не хочу). А потом, вплоть до окончания работы, я просто отслеживал, что чувствую по тому или иному поводу, и мне было интересно, что чувствуют другие участники группы. Результат: я действительно изменил (или, может, научился изменять) свое отношение к некоторым событиям, происходящим вокруг меня – и это классно! Только вот я до конца не осознаю, за счет чего это произошло. |
Делаю для себя вывод, что между тренингом и написанием эссе должно проходить немножко меньше времени, чем в моем случае. Установочный коммуникативный тренинг я прошел в середине ноября, и группа личностного роста тоже пройдена, и сейчас совсем не те мысли, которые были сразу после тренинга. Думаю, что это не хорошо и не плохо – просто тогда писать было бы легче.
Да, я, конечно, догадывался, что социально-психологический тренинг будет для меня новым опытом. Я знал, что Александр Фиалковский ой как непрост и его методы достаточно жесткие и провокативные, что ли… Я думал, что мне будет немножко более интересно. А вот ведь незадача, все самое интересное начало происходить после тренинга. Я все чаще (не всегда, правда) обращаю внимание на то, насколько значимо для меня мнение собеседника и свое мнение… Насколько отличается диалог и параллельные монологи… Обращаю внимание на то, говорю ли я искренне от себя, или же просто выдаю социально желаемые фразы… Оказывается, наблюдать за собственными мыслями, словами, действиями и осознавать «зачем?» очень интересно. Не могу сказать, что мне нравилось то, что происходило во время тренинга, и даже не могу сказать, что мне нравится то, что происходит со мной после тренинга. Осознавать некоторые вещи о себе не всегда приятно. Отслеживать, что и зачем я делаю не всегда комфортно. На тренинге я должен был начать работать со своими установками: стремлением уйти от персональной ответственности, стремлением быть правым, стремлением хорошо выглядеть. Да, такие установки в той или иной мере присутствуют. Да, с ними трудно «бороться», и, возможно, не нужно. Да, однозначно нужно понаблюдать за собой, за своим поведением в тех или иных ситуациях, не мешают ли мне те самые стремления. И ведь в некоторых случаях точно могут помешать! У меня есть уверенность, что установочный тренинг – это только начало пути. И пройдя весь путь обучения в школе тренеров СПТ, получится совсем другой Евгений Красковский. Не только как профессионал, а и как человек. Другой, более совершенный Человек! |
На группе личностного роста я была впервые, и это на сегодняшний день самый сложный для меня отчет. Я впервые соприкоснулась с групповыми процессами такими, какие они могут быть и отследила себя в них.
Чувства и мысли настолько противоречивые, что сложно выделить что-то определенное. Из важных ощущений хочу отметить то, что я постаралась выполнять свою задачу как участника и достигать собственные цели, но, видимо, что-то сделала еще и дополнительно. Начиная с того, что вся обстановка в эти четыре дня была сложная - холодная погода, чужая группа, новый незнакомый тренер- все это сложилось в общую картину. На группе всплыли очень отчетливо симпатии и антипатии к участникам и тренеру. И по какой-то непонятной причине вместо того, чтобы ощущать процесс и быть участницей, я начала испытывать глубокую ответственность за все происходящее. Мне казалось, что очень важно, чтобы мы все соблюдали правила роботы группы, очень старались, и чем больше я этого хотела, тем больше мне все не нравилось… В результате у меня остался важный опыт отстаивания своей позиции и, в тоже время, опыт не принятия группой . Я очень благодарна участникам, которые дали поддержку. Думаю, что ведение тренером групп личностного роста - это высший пилотаж методики, поскольку в общем-то процесс мало предсказуемый до конца. В этой группе мне не все понравилось, особенно моменты долгого пояснения психологических понятий, постановка диагнозов и большое количество советов, да и в целом смешивание «учеников школы» на разном этапе обучения. Я увидела и почувствовала важные первые шаги к открытости участников, получила от многих приятные «подарки» в форме пожеланий и, наверное, получила некоторый урок, смысл которого поняла еще не до конца. |