Почему будущим тренерам так сложно делиться своим личным опытом и переживаниями в письменной форме? Как научиться это делать, ИНСТРУКЦИЯ

1242 дня назад (19 июля 2014)
3 раза — последний 27 апреля 2016
+2
Голосов: 2


Вы зашли на эту страницу в надежде получить подробную инструкцию! Я вас поздравляю: здесь вы ее не найдете! Но дочитав мой пост до конца, я надеюсь, вы придете к выводу, что она вам и не нужна.


Завершился очередной тренинг коммуникативных техник и навыков в школе тренеров.
Традиционно считается, что обучение психотерапевтов, консультантов, тренеров должно включать личный опыт: только побывав в «шкуре клиента» можно понять и освоить технологические приемы. С этим никто не спорит, и это далеко не единственное основание для приписывания значимости личному опыту.
Чего греха таить, и это тоже общепризнанный факт, что в обучающие проекты зачастую идут лечиться и решать собственные проблемы, а уже потом учиться. И эта мотивация, как правило, не осознается, как и вызывающие ее причины. В этом нет ничего предосудительного или неожиданного. Вот только для организаторов обучения возникают дополнительные сложности: время учебного проекта - величина фиксированная, и, подписываясь за 10 сессий (о меньшем объеме даже подумать страшно!) сделать из слушателя проекта тренера СПТ, уже после первых двух сессий личного опыта понимаешь, что в эти сроки «миссия невыполнима».


""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.



Приходится на ходу вносить изменения в программу, учитывая индивидуальные особенности (проблемы?) слушателя. И хорошо, если это возможно. В Киевской школе тренеров СПТ мы по рекомендации тренера разрешаем слушателям проходить все фрагменты личного опыта повторно, а при необходимости и несколько раз (без дополнительной оплаты!). Практика существует уже лет 5, результаты неплохие: личностный рост, оттачивание персональных техник и стиля общения, личная эффективность. А вот в методической подготовке возникли непредвиденные сложности: «застревание» в клиентской позиции, неспособность/страх/нежелание занимать тренерскую позицию, сложности с формированием навыков тренерского поведения, неспособность формировать и удерживать учебную задачу, рефлексия исключительно в форме проговаривания собственных чувств и переживаний.


Для выхода из этой ситуации мы попытались начать формировать тренерскую позицию буквально с первых сессий личного опыта: тренинг завершается традиционным рефлексивным кругом «что это было для меня», а затем мы переходим в методический план и пытаемся смоделировать ситуацию таким образом, чтобы прозвучали вопросы тренеру, причем, «правильные вопросы», направленные на осмысление действий тренера, причин и результатов этих действий, на осознание и принятие факта, что это участник тренинга «в своем праве», а тренер – субъект «подневольный», и все его действия «почему-то» и «для чего-то».


Дополнительно решили попробовать в коллективном блоге КШТ вести постоянное обобщение личного опыта. Каждый тренинг завершается написанием эссе с ответом на вопрос: "Что я могу рассказать о ...(коммуникативных техниках и навыках, команде, управлении, манипуляции и т.д.), и что из этого я могу использовать в повседневном общении".
Что из этого получится, пока говорить сложно, но, как минимум, вы приобретете опыт пересаживания из «лодки участника в тренерскую» (это выражение 20 лет назад услышала на методическом тренинге Елены Сидоренко) и дневник с фиксацией личных результатов, легко переводимых в содержание учебной задачи тренинга. А кроме того, сможете развить способность справляться с реальной сложностью публичного самовыражения, без которой работа тренера невозможна.


Надеюсь, теперь вы понимаете, что единственный способ научиться что-либо делать до банальности прост: БРАТЬ И ДЕЛАТЬ. К сожалению или к счастью, до сих пор никто другого способа не придумал.

Похожие записи:

Альберт Бандура об отключении моральной ответственности
Альберт Бандура об отключении моральной ответственности
Предлагаю познакомиться с одной из ключевых работ Альберта Бандуры в рамках киноклуба КАППП. Альберт Бандура известен в психологии своими исследованиями детской агрессии, теорией социального ...
no_photo
Депрессия. Нейрохимическая теория.
Рассмотрев механизм синаптической передачи в нейроне, можно приступить к изложению ее нарушений при депрессии. С нейрохимической точки зрения депрессия развивается вследствие недостаточного количес...
Подводя итоги тренинга
Подводя итоги тренинга
В детстве родители мне всегда говорили:"Говори только за себя, не обобщай и не отвечай за всех". Затем слышала упреки от знакомых:" Ты слишком часто употребляешь местоимение Я и этим...
no_photo
Эссе в формате «здесь и сейчас»
Присутствую на рабочем семинаре в другом городе. Скучно…Семинар не для моей должности, для моих коллег по департаменту. Мой отдел из Центрального офиса компании любезно попросили поприсутствовать. ...
Комментарии (0)