13 июля 2014   +65   RSS-лента

Киевская школа СПТ: личный опыт.

Администратор блога: Елена Дружинина (блог открыт для всех)

Киевская школа СПТ: личный опыт.Тренинг коммуникативных техник и навыков. Личный опыт.
Тренинг коммуникативных техник и навыков. Личный опыт.
Третья сессия – и я все лучше осознаю происходящее со мной. Свои установки, свои неэффективные действия, свои проблемы в коммуникации с ДРУГИМИ. Умышленно выделил «другими», потому что понял, что проблем станет ГОРАЗДО меньше, если я буду разговаривать с ТАКИМИ, КАК Я. Другие – они ведь не такие… И вопросы: а как же я к другим отношусь? А как я отношусь к себе? А как я отношусь к таким, как я? А как ко мне относятся окружающие и от чего (кого!) это зависит? А ответы на эти вопросы могут позволить мне быть более эффективным (достигать цели) в коммуникации.
И вот Фиалковский по-прежнему провоцирует, а отношение мое к этому другое… И участники группы те же, а отношение к их словам (действиям) тоже другое. И вне группы отношение к окружающим изменилось – потому что я понимаю, что все они не другие! Они такие, как я. И их действия по отношению ко мне зависят от меня, и только от меня!
Много шло речи о контакте, вступлении в контакт: какова значимость собеседника? Какова значимость меня? И как важно помнить, что собеседник в своем праве, если я в контакте с ним не достигаю цели – это я что-то сделал (сказал, показал) не так. Ведь мое сообщение состоит не только из слов, в нем есть еще и отношение! И это упрощенно… А если рассматривать коммуникативный квадрат фон Туна – добавится самопрезентация (и вот оно! придание значимости себе!), плюс добавится призыв (формулировка обращения – чтобы он понял меня правильно!). Итак, как же я формирую обращение:
1. Самопрезентация (самовыражение);
2. Факт (предметное содержание);
3. Отношение;
4. Обращение, призыв.
Что думает собеседник (притом видит всегда, осознанно или неосознанно) обо мне:
1. Кто он такой? В какой он ситуации?
2. Как понимать смысл сказанного?
3. Как он со мной говорит? С кем, по его мнению, он имеет дело?
4. Что я должен сделать, почувствовать, подумать после его сообщения?
Знание о том, что собеседник видит мое обращение через призму коммуникативного квадрата, вряд ли сразу позволит мне эффективно формулировать свои сообщения – я хотя бы смогу отслеживать, почему я достигаю или не достигаю целей в коммуникации, и что мне нужно изменять (в себе). Как следствие я, как человек разумный, буду все чаще и чаще разговаривать правильно, разговаривать с такими, как я, помнить о значимости каждого из нас, помнить, что собеседник всегда в своем праве!
Кстати, казалось бы, зная способы углубления контакта (активное слушание, эффективное говорение) и понимая, какие действия ухудшают контакт – можно быть очень эффективным в коммуникации и достигать цели. Только вот я почему-то уверен, что, не придавая значимости собеседнику и значимости соглашению – есть все шансы скатиться именно к манипулированию собеседником.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Киевская школа СПТ: личный опыт.Участие в группе личностного роста.
В группе личностного роста я участвовал впервые. Новый и непростой опыт. Я знал, над чем хочу поработать, знал, что хочу изменить в своем отношении к происходящему вокруг меня. То, что происходило первые два дня, больше напоминало мне продолжение установочного тренинга… Я все время помнил, конечно же, о своих целях – и где-то понимал, что я достаточно близко «хожу» - и не знал, достигну ли их.
В какие-то моменты мне казалось, что ведущей группы – Маргарите Звягиной – очень тяжело, только вот почему-то я не спросил ее об этом. Сейчас я думаю, что вести ГРЛ в принципе легко не может быть.
На третий день произошло вообще интересное событие – мы (группа) в какой-то момент замолчали и просто молчали несколько часов! Это было нечто… Во время этой тишины со мной что-то произошло – что, описать пока не могу (или не хочу). А потом, вплоть до окончания работы, я просто отслеживал, что чувствую по тому или иному поводу, и мне было интересно, что чувствуют другие участники группы.
Результат: я действительно изменил (или, может, научился изменять) свое отношение к некоторым событиям, происходящим вокруг меня – и это классно! Только вот я до конца не осознаю, за счет чего это произошло.

Киевская школа СПТ: личный опыт.Установочный тренинг. А что потом?
Делаю для себя вывод, что между тренингом и написанием эссе должно проходить немножко меньше времени, чем в моем случае. Установочный коммуникативный тренинг я прошел в середине ноября, и группа личностного роста тоже пройдена, и сейчас совсем не те мысли, которые были сразу после тренинга. Думаю, что это не хорошо и не плохо – просто тогда писать было бы легче.
Да, я, конечно, догадывался, что социально-психологический тренинг будет для меня новым опытом. Я знал, что Александр Фиалковский ой как непрост и его методы достаточно жесткие и провокативные, что ли… Я думал, что мне будет немножко более интересно. А вот ведь незадача, все самое интересное начало происходить после тренинга. Я все чаще (не всегда, правда) обращаю внимание на то, насколько значимо для меня мнение собеседника и свое мнение… Насколько отличается диалог и параллельные монологи… Обращаю внимание на то, говорю ли я искренне от себя, или же просто выдаю социально желаемые фразы… Оказывается, наблюдать за собственными мыслями, словами, действиями и осознавать «зачем?» очень интересно. Не могу сказать, что мне нравилось то, что происходило во время тренинга, и даже не могу сказать, что мне нравится то, что происходит со мной после тренинга. Осознавать некоторые вещи о себе не всегда приятно. Отслеживать, что и зачем я делаю не всегда комфортно.
На тренинге я должен был начать работать со своими установками: стремлением уйти от персональной ответственности, стремлением быть правым, стремлением хорошо выглядеть. Да, такие установки в той или иной мере присутствуют. Да, с ними трудно «бороться», и, возможно, не нужно. Да, однозначно нужно понаблюдать за собой, за своим поведением в тех или иных ситуациях, не мешают ли мне те самые стремления. И ведь в некоторых случаях точно могут помешать!
У меня есть уверенность, что установочный тренинг – это только начало пути. И пройдя весь путь обучения в школе тренеров СПТ, получится совсем другой Евгений Красковский. Не только как профессионал, а и как человек. Другой, более совершенный Человек!
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Киевская школа СПТ: личный опыт.Личностный рост
На группе личностного роста я была впервые, и это на сегодняшний день самый сложный для меня отчет. Я впервые соприкоснулась с групповыми процессами такими, какие они могут быть и отследила себя в них.
Чувства и мысли настолько противоречивые, что сложно выделить что-то определенное.
Из важных ощущений хочу отметить то, что я постаралась выполнять свою задачу как участника и достигать собственные цели, но, видимо, что-то сделала еще и дополнительно. Начиная с того, что вся обстановка в эти четыре дня была сложная - холодная погода, чужая группа, новый незнакомый тренер- все это сложилось в общую картину.
На группе всплыли очень отчетливо симпатии и антипатии к участникам и тренеру. И по какой-то непонятной причине вместо того, чтобы ощущать процесс и быть участницей, я начала испытывать глубокую ответственность за все происходящее. Мне казалось, что очень важно, чтобы мы все соблюдали правила роботы группы, очень старались, и чем больше я этого хотела, тем больше мне все не нравилось…
В результате у меня остался важный опыт отстаивания своей позиции и, в тоже время, опыт не принятия группой . Я очень благодарна участникам, которые дали поддержку. Думаю, что ведение тренером групп личностного роста - это высший пилотаж методики, поскольку в общем-то процесс мало предсказуемый до конца.
В этой группе мне не все понравилось, особенно моменты долгого пояснения психологических понятий, постановка диагнозов и большое количество советов, да и в целом смешивание «учеников школы» на разном этапе обучения. Я увидела и почувствовала важные первые шаги к открытости участников, получила от многих приятные «подарки» в форме пожеланий и, наверное, получила некоторый урок, смысл которого поняла еще не до конца.

Киевская школа СПТ: личный опыт.Тренинг по продажам
Тренинг «Эффективная продажа психологических услуг в корпоративном секторе» прошел эффективно, по моему мнению, с точки зрения отработки коммуникативных техник и навыков.
Первый день был сложный и для группы, и для тренера. Долгое время чувствовалось не полное взаимопонимание, и это часто приводило в замешательство. После установления контакта тренера и группы более оптимальное раскрытие самой темы началось во второй день.
Ценным для меня было четкое понимание, что предлагая услугу, нужно точно знать свою цель, нужно не стараться продавать, а стараться решить проблему клиента, рассматривая все варианты и альтернативы, как ты можешь помочь. Составляя презентацию продукта, я хорошо проработала все необходимые этапы и поняла, что чем яснее и понятней будет предложение, тем больше вероятность , что его рассмотрит клиент .
Спарринги между участниками в группе оказались ценны тем, что были основаны на реальных интересах участников, исходя из их потребностей. Такая работа показала основные сложности при установлении контакта между покупателем и клиентом.
Для меня остались не раскрыты многие моменты, такие как выгода, возражения и т.д. В целом тренинг был сложный своей неоднозначностью в прохождении. Мне было очень ценно и интересно наблюдать и взаимодействовать с участниками, которые имеют большой тренерский опыт, а также с участниками, которые имеют другой опыт - в продажах.
Остался вопрос: всегда ли перед тренером стоит выбор - сделать группе приятно и неэффективно, или сделать сложно, но эффективно, по мнению тренера. Вообще, тема для меня действительно важная, и есть желание продвигаться в ней дальше.