Виталий Белов: "Существуют ли уровни нравственности в тренинговой группе?"

1055 дней назад (31 октября 2014)
1 раз — 21 декабря 2014
+2
Голосов: 2


""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


В конце прошлого столетия американский ученый Лоренс Кольберг изучал уровни нравственного развития. Он предлагал, детям, подросткам и взрослым истории с описанием моральных дилемм. Так, одна из историй касалась кражи ради спасения жизни, права ученого требовать деньги за свое лекарство у умирающих людей и т.д. На основании ответов он выделил несколько уровней нравственного сознания: преднравственный, конвенциональный и постконвенциональный. Каждый из них включает по две стадии:

Ж. Годфруа, Что такое психология, том II, М., «Мир», 2005 г., с. 27-28.:

Преднравственный уровень: поступки определяются внешними обстоятельствами и точка зрения других людей в расчет не принимается.
I. На первой стадии суждение выносится в зависимости от того вознаграждения или наказания, которое может повлечь за собой данный поступок.
II. На второй стадии суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь.

Конвенциональный уровень: человек придерживается условной роли, ориентируясь при этом на принципы других людей.
III. На третьей стадии суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет.
IV. На четвертой стадии суждение выносится в соответствии с установленным порядком, уважением к власти и предписанными ею законами.

Постконвенциональный уровень: истинная нравственность, по Кольбергу, достигается только на этом уровне развития. Именно на этом уровне человек судит о поведении, исходя из своих собственных критериев, что предполагает и высокий уровень рассудочной деятельности.
V. На пятой стадии оправдание поступка основывается на уважении демократически принятого решения или вообще на уважении прав человека.
VI. На шестой стадии поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью - независимо от его законности или мнения других людей.

Несколько раз, во время групповой работы, я сталкивался с ситуациями, которые косвенно позволяют судить о том, что представленные уровни нравственности применимы не только к личности, но и к группе. В тренинговой группе, в компании клиента, встречаются оценки такого же плана.

Так, например, в группе, созданной недавно, все еще проходящей начальные фазы формирования (нормирование, конфронтация), участники судят о многих процессах на основании личной выгоды. Они могли прямо отказываться участвовать в происходящем, прилагать усилия, заявляя, что тренер или группа должны объяснить, зачем участнику напрягаться. В отдельных случаях участник прямо оценивал стоимость своего участия в процедуре и предлагал группе собрать деньги, чтобы «оплатить» свою активность.

Недавно созданная группа скорее всего пока не сложила готовую статусную структуру. В ней активно идет борьба за власть; уровень сплоченности, желания вместе «делать дело» пока выражены не сильно. Группа пока не добралась к формированию норм и правил. Она скорее воспользуется сугубо конвенциональными правилами, лежащими на поверхности. Эти правила имеют универсальный характер, который может иметь мало общего с процессами, происходящими в данной группе.

Отношение к нормам и правилам также формально, продумано не глубоко. От них можно, казалось бы, быстро отказаться, лишь бы не создавать групповое и межличностное напряжение. Или же создать приемлемую плату за нарушение норм и принципов работы. И данная, приемлемая плата может сильно разниться в зависимости от уровня группы и отдельных ее участников. Одни группы легко согласятся на «опоздавший поет песню», другим будет достаточно искреннего извинения, третьи захотят устроить настоящий суд с инквизицией.

Отношение к нарушению правил будет в некотором роде аналогом Кольберговской классификации. Если человек опаздывает боясь формальных санкций – Уровень Первый, если его беспокоит отношение к нему Другого – Второй, когда мое опоздание напрягает меня (поскольку я просто ворую рабочее время) – Третий.

Теория Кольберга до сих пор имеет множество сторонников и противников. Сама методика оценки неоднократно была поставлена под сомнение. Однако, она задает некие ориентиры, которые вполне могут стать реперными точками для нашей с вами работы. В данном случае, мы попробовали совместить теорию Кольберга и групповую работу.

Если мы предполагаем, что такая связь действительно существует, возможно, стоит ставить вопрос о сознательной работе тренера с уровнями нравственности группы в тренинге? Причем это должна быть некоторая универсальная задача, которую тренер должен преследовать в работе независимо от учебной.

Похожие записи:

no_photo
7 сессия 2-5.10.2014
Доброго Всем времени суток. Прошла седьмая сессия под руководством Елены Станиславовны. На сессии была рассмотрена теория СПТ. Общее впечатление от сессии очень хорошее. Объясню почему. Впервые ...
no_photo
Эссе "Личный опыт участия в тренинге"
Первая сессия «Коммуникативные техники». Мне было сложно из-за отсутствия структуры, из-за «так, что будем делать?», также, я спровоцировал небольшой конфликт с участником группы, из-за чего чувств...
no_photo
"Былое и думы... По следам боевых действий..."
Желания делиться своими впечатлениями с широкой публикой не было и сразу после тренинга по коммуникативным навыкам, не возникло оно и по прошествии длительного периода времени. Но легкий шантаж: «н...
no_photo
Здоров ли Путин? Корректность или скромная запись о тиране. Психологический портрет.
Уважаемые пользователи! Прошу в комментариях написать свои догадки или профессиональные наблюдения относительно психологического портрета В.В. Путина. Кто что думает? По возможности литературным яз...
Комментарии (3)