Психогимнастика в тренинге: несколько примеров

1036 дней назад (19 сентября 2014)
4 раза — последний 14 июня 2015
0
Голосов: 2


""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Предыдущий пост: ПСИХОГИМНАСТИКА В ТРЕНИНГЕ

Несколько примеров:

Пример 1. Участники группы долго жалуются на условия работы в компании.
Тренер: Я понял, Ваша компания – сплошной кошмар и работать в ней абсолютно невозможно.
Участники: Нет, ну что ты? В ней есть много позитивных моментов. Много свободного времени, возможность обучаться и т.д.
Группа перешла на обсуждение положительных моментов в текущей работе.

Пример 2. Внутри группы – конфликт, когда две группировки обсуждают стратегии выполнения упражнения. Конфликт уже давно перешел с содержательного на динамический, где важно не столько придумать грамотную стратегию, сколько замочить зарвавшихся противников. Простые фразы «Как вы думаете, а что сейчас происходит?» или «Какую задачу вы сейчас решаете?» заданные всем участникам, снижают общий градус агрессии и выводят участников в рефлексию по поводу происходящего. Состояние опять же меняется с «ругательного» на «размышлятельное».

Пример 3. В группе – балаган, все разговаривают со всеми, налицо – явные признаки регрессии. Можно громко крикнуть «Цыц» (я такое видел), можно с выражением полнейшей обиды поднять руку и сказать что-то вроде «Але, я тут стою, меня вообще кто-то слушает?» (и такое видел). А можно например, выйти к доске и начать на ней писать имена участников и ставить напротив имен палочки. Рано или поздно участники заинтересуются действиями тренера и начнут задавать ему вопросы. Самое время для перехвата инициативы и фокусировки внимания группы на себе. А палочки могут означать все, что угодно, хоть количество перебиваний в диалоге.

Пример 4. Тренер с группой ранее несколько раз проводил процедуры, в которых использовались деньги. Их можно было попросить, поменять, порвать и т.д. Когда в группе возник очередной балаган, который не мог сам успокоиться, тренер достал мелкую купюру и начал ее складывать вдоль и поперек. Менее чем через минуту вся группа с интересом наблюдала за происходящим. Деньги стали своеобразным символом того, что происходящее требует внимания. Причем на данный момент, уже плохо помнится, были ли деньги далее использованы в процедуре, или же они просто были способом привлечь внимание.

Все четыре примера описывают тонкие действия тренера, которые с одной стороны меняют состояние группы, а с другой стороны не требуют погружения участников в другую реальность. Психогимнастические процедуры обычно вплетаются в процесс непринужденнее психогимнастической игры, а значит, кажутся группе менее топорными и искусственными. Если речь идет о тонкой работе, для психогимнастической игры просто нет подходящего места. Когда с участником уже сформирован контакт, а мы разговариваем на значимую для него тему, у тренера нет возможности все прерывать и конструировать новую игру. Работа в этот момент должна быть тоньше, быстрее, незаметнее, при сохранении силы и точности воздействия.
Термин «психогимнастическая процедура» с нашей точки зрения – значительно шире «психогимнастической игры». К психогимнастической процедуре можно отнести и шутку, и анекдот и басню, и вопрос на рефлексию, и запуск групповой дискуссии, пролитый на пол чай, аккуратная конфронтация, действия направленные на изменение матрицы. Непринужденные действия, совершенные в нужный момент, дают возможность тренеру непринужденно менять сложившуюся ситуацию.

Мораль: Тренер должен четко понимать, что он делает и зачем. Даже простые действия и фразы способны значительно менять происходящее в группе. Поэтому отслеживать нюансы своих действий и своего поведения – это тренерская задача, а способность отслеживать – тренерская компетенция. Когда тренер может предсказать реакцию группы на свои, в том числе «мелкие» действия, он способен тонко управлять групповой ситуацией, а значит и вести группу к достижению учебной задачи.

Похожие записи:

Психотехнические и психогимнастические процедуры в тренингах
Психотехнические и психогимнастические процедуры в тренингах
Наряду с тренинговыми упражнениями и групповыми дискуссиями, на которые ложится основная обучающая нагрузка в ходе обучения, тренеру стоит также разбираться в психотехнике/психогимнастике. В рус...
Архивный список литературы со старого КАППП-овского форума (Часть 5)
Архивный список литературы со старого КАППП-овского форума (Часть 5)
АРХИВНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ СО СТАРОГО КАППП-ОВСКОГО ФОРУМА (ЧАСТЬ 4) 48. Хосе Антонио Марина "АНАТОМИЯ СТРАХА. Трактат о храбрости" 49. Уильям Блейк "ПЕСНИ НЕВИННОСТИ И ОПЫТА...
no_photo
Что я могу рассказать о коммуникативных техниках и навыках и что из этого я могу использовать в повседневном общении
Достаточно трудной оказалась задача сотворить эссе. Сложной потому что я не запомнила названий всех техник и навыков, мне кажется, что мое поведение особо не изменилось, хотя возможно (мне бы так х...
no_photo
Устойчивость к манипуляциям= снижение собственного манипулирования!!! ( тренер А. Дружинин).
Манипуляция - какое это страшное и ужасное слово. И самое интересное, что вообще причем здесь "Я" к этому пренеприятнейшому слову. Это все остальные мной манипулируют, кто как может, а я ...
Комментарии (8)