8. Некоторая часть всего перцептивного поля постепенно дифференцируется как "Я"

817 дней назад ( 2 февраля 2015)
7 раз — последний 7 февраля 2015
+1
Голосов: 1


""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Благодаря усилиям Мида, Кули, Ангъяла, Леки и других наше знание о развитии и функционировании «я» сильно обогатилось. Но нам ещё многое предстоит сказать о различных аспектах деятельности «я». В настоящий момент актуален вопрос о том, как постепенно, по мере развития ребенка, некоторая часть внутреннего мира переходит в сознание как «мне», «я» или «сам». В отношении зарождения понятия «я» существует много затруднительных вопросов без ответа. Здесь мы попытаемся представить некоторые из них.

Является ли социальное взаимодействие необходимым для развития «я»? Если бы некая гипотетическая личность выросла в одиночестве на необитаемом острове, обладала ли она собственным «я»? Является ли «я» в первую очередь результатом процесса символизации? Является ли заслугой «я» тот факт, что переживания не только испытываются, но их ещё можно символизировать и мысленно манипулировать ими? Возможно ли, что «я» есть просто символизированная часть опыта? Вот только некоторые из существующих вопросов, на которые могут ответить серьезные исследования.

Другим фактом, который следует обозначить в отношении развитии сознательного «я», является то, что оно не всегда сосуществует с физическим организмом. По словам Ангъяла, нельзя провести четкую границу между организмом и окружающей средой, и подобно этому, между опытом «я» и внешним миром тоже не существует четких границ. Признается ли объект или опыт частью «я», зависит в значительной степени от того воспринимается он или нет как находящийся в сфере контроля «я». Элементы, которыми мы управляем, считаются частью «я», но когда даже такой объект, как часть нашего тела, вне контроля, то он меньше ощущается как часть «я». Например, когда нога «немеет» от недостатка кровообращения, она становится для нас скорее объектом, нежели частью нас самих. Возможно, именно такой «градиент автономии» в первую очередь и приводит ребенка к осознанию «я», когда он впервые осознает чувства контроля над каким либо аспектом мира своего опыта.

Их предыдущего должно быть ясно, что, хотя некоторые авторы используют термин я как синонимичный с «организмом», здесь его смысл более ограничен осознанием бытия, функционирования.

Источник:
Карл Роджерс. Клиент-центрированная психотерапия: Теория, современная практика и применение: пер. с англ. – М.: Психотерапия, 2007. – с. 508-509.

Carl Rogers:
VIII. A portion of the total perceptual field gradually becomes differentiated as the self.
Mead, Cooley, Angyal, Lecky, and others have helped to advance our knowledge of the development and functioning of the self. We shall have much to say about various aspects of the operation of the self. For the present the point is made that gradually, as the infant develops, a portion of the total private world becomes recognized as "me," "I," "myself." There are many puzzling and unanswered questions in regard to the dawning concept of the self. We shall try to point out some of these.

Is social interaction necessary in order for a self to develop? Would the hypothetical person reared alone upon a desert island have a self? Is the self primarily a product of the process of symbolization? Is it the fact that experiences may be not only directly experienced, but symbolized and manipulated in thought, that makes the self possible? Is the self simply the symbolized portion of experience? These are some of the questions which shrewd research may be able to answer.

Another point which needs to be made in regard to the development of a conscious self is the fact that it is not necessarily coexistent with the physical organism. Angyal points out that there is no possibility of a sharp line between organism and environment, and that there is likewise no sharp limit between the experience of the self and of the outside world. Whether or not an object or an experience is regarded as a part of the self depends to a considerable extent upon whether or not it is perceived as within the control of the self. Those elements which we control are regarded as a part of self, but when even such an object as a part of our body is out of control, it is experienced as being less a part of the self. The way in which, when a foot "goes to sleep" from lack of circulation, it becomes an object to us rather than a part of self, may be a sufficient illustration. Perhaps it is this "gradient of autonomy" which first gives the infant the awareness of self, as he is for the first time aware of a feeling of control over some aspect of his world of experience.

It should be clear from the foregoing that though some authors use the term "self" as synonymous with "organism" it is here being used in a more restricted sense, namely, the awareness of being, of functioning.

Похожие записи:

no_photo
Что мне дал личный опыт?
Для меня получение личного опыта в КАПППе началось еще с подростковой группы в Козерогах и продолжилось во взрослых группах СПТ. То, что я получила из тренингов действительно можно назвать опытом, ...
no_photo
"Группа личностного роста" "Не для нас, а про себя"
В ожидании: Вот она 2-я сессия «Группа личностного роста»… В этот раз все точно будет по другому (чем на тренинге коммуникативных навыков …), не может быть все одинаково, это же группа Личностного ...
Выдумки о ненависти
Выдумки о ненависти
Войну порождает ненависть, гнездящаяся в действительной совместной жизни человека и подогреваемая фюрерами. Ненависть неуклонно пестует войну, делает ее долгой кровавой и геройской. Действитель...
Этапы развития менеджера по продажам
Этапы развития менеджера по продажам
Смеркалось. На один из бизнес-фестивалей попросили подготовить тему с условным названием «Этапы развития менеджера по продажам». Специально под тему был создан рабочий конспект, набор мыслей п...
Комментарии (0)